АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ.

/ 2 сентября, 2020

Уважаемые родители!

Вот           и           снова           наступил          сентябрь…

Все — и дети, и их родители долго ждали его, ждали, и … боялись. Родители первоклассников волновались, что их детишкам в школе может не понравиться, что им будет трудно, что они будут уставать. Родители, детей, перешедших из других школ, тревожились — как встретят их чад новые одноклассники и учителя… Родители выпускников задумывались, а сможет ли школа достаточно хорошо подготовить ребят к поступлению в ВУЗы? Боялись и дети, что ждет их в новом учебном году?

Все описанные страхи вполне закономерны и объяснимы. В психологии есть понятие адаптации — процесс приспособления организма к условиям среды, от успешности которого зависит, будет ли ваш ребенок находиться в согласии с окружающей его социальной средой или нет.

Как это ни странно, но большая роль в процессе приспособления, адаптации ребенка (первоклассника, новичка или любого другого) к школе принадлежит родителям. Дело в том, что именно мамы и папы, дедушки и бабушки, т.е. самые близкие для ребенка люди, могут помочь сделать процесс вхождения в школьную жизнь наименее безболезненным. Вот несколько практических рекомендаций:

  1. Несмотря на то, что о режиме дня всем все хорошо известно, однако соблюдают его далеко не во всех семьях. Конец августа — начало сентября, это время, когда надо сделать над собой усилие и начать жить по требуемому распорядку. А именно: если за время летних каникул ребенок привык гулять допоздна и ложился спать заполночь, то необходимо постепенно, день за днем сдвигать время отхода ко сну минут на 15-20, чтобы ребенок привык ложиться спать не позже 22.00. При этом, дорогие родители, постарайтесь не провоцировать ребенка, обсуждая за ужином предстоящий просмотр боевика, комедии и пр., стоящих в сетке телепередач ближе к полуночи. Ребенку и так трудно перестроиться, не создавайте у него впечатление, что учеба в школе — это некий крест, сродни наказанию, из-за которого он лишается возможности посмотреть кино, подольше погулять, поболтать с друзьями и т.д.
  2. Хорошее физическое состояние — залог более легкой и быстрой адаптации. Поэтому: не забывайте гулять с ребенком (если он ученик начальной школы, то не менее трех часов в день), при этом желательно, чтобы это было не праздное «шатание» по улицам, а по возможности совместный активный отдых — катание на велосипеде, на роликах. Постарайтесь не отдавать своих детей в какие-то новые секции и кружки в сентябре. Начало учебного сезона дело и без того напряженное, а с двумя новыми делами ребенку не справиться. Для выпускников этот совет не всегда актуален, ведь многие подготовительные курсы уже начинают свою работу, но, уважаемые родители, помните, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки приносят гораздо больше вреда, чем пользы.
  3. Важно, чтобы у ребенка было все необходимое для учебы. Не поленитесь в сотый раз переспросить подростка или самому проверить у малышей, все ли куплено, не забыты ли контурные карты и цветные карандаши, удобен ли рюкзак (сумка) для учебников, не порвалась ли, не испачкалась ли форма для занятий физкультурой. Когда все эти мелочи всплывают в последний момент (обычно как раз перед выходом в школу, в лучшем случае — накануне), это может испортить настроение всей семье, судорожно решающей проблемы ребенка, а самого ребенка привести в возбужденное состояние. Конечно, необходимо приучать детей решать все проблемы заранее, но в сентябре ученик часто больше думает о самом процессе учения, а не о его техническом оснащении, поэтому, уважаемые родители, помогите — проконтролируйте ребенка!
  4. За лето ребенок отвык учиться. Неплохо было бы, если бы Вы помогли ему вспомнить, а заодно и заново втянуться в учебный процесс. Для этого можно (и нужно!) не просто проверять у ребенка уроки, но и устраивать всевозможные домашние викторины, интеллектуальные конкурсы и тому подобное. Причем это касается как родителей малышей — учеников начальной школы, так и родителей учащихся всех остальных классов. Конечно, времени всегда не хватает, тут бы успеть «накормить и спать уложить», однако, чтобы обсудить с ребенком прочитанную им книгу, попросить его высказать свое мнение о прочитанном, вспомнить другие произведения этого автора или произведения с похожим сюжетом (написанные в эту же историческую эпоху и т.п.), много времени не надо. А чувство общности, включенности в жизнь друг друга, появляющееся после подобного рода игр-бесед у всех членов семьи, помогает ощущать, что ты не одинок, что твои проблемы волнуют твоих близких, что о тебе заботятся и тебя любят. И, в конечном итоге, все оказываются в выигрыше — родители знают, что происходит, о чем думает и мечтает их ребенок, а подросток или малыш-первоклашка, чувствуя, что он не один на «пути усвоения знаний», приобретает уверенность в себе, а значит, — лучше и быстрее адаптируется.

Если ребенок по возвращении домой охотно рассказывает Вам о том, что нового и интересного он узнал сегодня в школе, чему научился, что ему особенно понравилось, запомнилось, а что огорчило, и при этом радостно обсуждает следующий учебный день, предвкушая новые встречи и открытия, если он спокоен и весел, значит, Ваш ребенок справился с новой для него ситуацией и процесс адаптации прошел успешно. Примите наши поздравления! (но не забывайте, что нужно быть внимательным к своему ребенку не только в сентябре, но и на протяжении всего времени!)

Поделиться этой записью