ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ.

/ 4 февраля, 2020

Переход от дошкольного к школьному возрасту

Важнейшим новообразованием этого этапа и вместе с тем итогом дошкольного периода развития следует считать сформированность психологической готовности к школьному обучению, понимаемой как достижение необходимого и достаточного уровня психического развития ребенка для успешного развития в ходе школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется развитостью следующих психологических образований:

  • интеллектуальное развитие: дифференцированное восприятие; концентрация внимания, способность постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания;
  • тонкая моторика руки, сенсомоторная координация «глаз-рука»;
  • «внутренняя позиция школьника», «социальное Я»;
  • мотивация учения;
  • внеситуативно-личностное общение со взрослым, формирование отношения к взрослому как к учителю;
  • произвольность: умение сознательно подчинять свои действия требованиям, правилам, ориентироваться на заданную систему требований; слушать и точно выполнять задания, даваемые в устной форме, действовать по образцу;
  • умение общаться со сверстниками, навыки сотрудничества, товарищеских отношений.

Младший школьный возраст. Переход из начальной в среднюю школу.

К моменту окончания начальной школы у учащегося должны быть сформированы следующие психологические образования:

  • основные элементы учебной деятельности;
  • необходимые учебные умения и навыки, умение учиться;
  • мотивация компетентности;
  • трудолюбие;
  • уверенность в себе, в собственных способностях и возможностях;
  • представление о собственных склонностях, способностях;
  • широкий круг интересов;
  • произвольность психических процессов — восприятия, памяти, мышления, внимания;
  • произвольность поведения, развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • дифференцированная, адекватная самооценка в деятельности;
  • усвоение социальных норм, критериев нравственного развития;
  • развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных, дружеских контактов;
  • укрепление моральных чувств, развитых форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Подростковый возраст. Переход от подросткового к юношескому возрасту

К окончанию средних классов школы у подростков отмечается развитие следующих образований:

  • полноценного общения со сверстниками, средств и способов этого общения, интереса к другому человеку как к личности;
  • чувства взрослости, адекватных форм и способов утверждения самостоятельности, развития;
  • теоретического, дискурсивного мышления, самостоятельности мышления, гипотетико-дедуктивных процессов;
  • рефлексии;
  • интеллектуальной активности, любознательности;
  • логической памяти;
  • избирательного, устойчивого внимания;
  • самосознания, «Я-концепции»: стремление понять себя, свои способности и возможности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость;
  • широкого спектра способностей и интересов, выделение устойчивых интересов;
  • волевых процессов, способов достижения цели;
  • саморегуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • позитивного и адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося;
  • форм и способов группового общения.

Ранний юношеский возраст. Окончание школы

Основное новообразование, которое должно быть сформировано к окончанию школы — психологическая готовность к личностному и профессиональному, жизненному самоопределению, что подразумевает сформированность следующих психологических образований:

  • общих способов теоретического мышления, рефлексии;
  • устойчивой системы ценностных ориентации, моральных убеждений как критериев собственного поведения, жизненной философии;
  • чувства собственного достоинства; личностной целостности, личностной определенности (идентичности);
  • психосексуальной идентичности — осознание себя и самоощущение как достойного представителя определенного пола; профессионального самоопределения — самостоятельного и независимого определения жизненных целей, выбора будущей профессии; готовность к браку и семейной жизни, социальная готовность и наличие знаний, необходимых для решения задач, связанных с браком и семьей;
  • новых форм и способов дружеского избирательного общения со сверстниками своего и противоположного пола; способности к самоконтролю и стремления к самовоспитанию; потребности в повышении своего культурного уровня, в непрерывном образовании;
  • средств и способов самостоятельно приобретать знания, приемы и способы самостоятельной работы.

(Психологическая служба в современном образовании /Подред. И.В.Дубровиной. — СПб., 2009)

Поделиться этой записью