ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ.
Переход от дошкольного к школьному возрасту
Важнейшим новообразованием этого этапа и вместе с тем итогом дошкольного периода развития следует считать сформированность психологической готовности к школьному обучению, понимаемой как достижение необходимого и достаточного уровня психического развития ребенка для успешного развития в ходе школьного обучения.
Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется развитостью следующих психологических образований:
- интеллектуальное развитие: дифференцированное восприятие; концентрация внимания, способность постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания;
- тонкая моторика руки, сенсомоторная координация «глаз-рука»;
- «внутренняя позиция школьника», «социальное Я»;
- мотивация учения;
- внеситуативно-личностное общение со взрослым, формирование отношения к взрослому как к учителю;
- произвольность: умение сознательно подчинять свои действия требованиям, правилам, ориентироваться на заданную систему требований; слушать и точно выполнять задания, даваемые в устной форме, действовать по образцу;
- умение общаться со сверстниками, навыки сотрудничества, товарищеских отношений.
Младший школьный возраст. Переход из начальной в среднюю школу.
К моменту окончания начальной школы у учащегося должны быть сформированы следующие психологические образования:
- основные элементы учебной деятельности;
- необходимые учебные умения и навыки, умение учиться;
- мотивация компетентности;
- трудолюбие;
- уверенность в себе, в собственных способностях и возможностях;
- представление о собственных склонностях, способностях;
- широкий круг интересов;
- произвольность психических процессов — восприятия, памяти, мышления, внимания;
- произвольность поведения, развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- дифференцированная, адекватная самооценка в деятельности;
- усвоение социальных норм, критериев нравственного развития;
- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных, дружеских контактов;
- укрепление моральных чувств, развитых форм сочувствия и сопереживания другим людям.
Подростковый возраст. Переход от подросткового к юношескому возрасту
К окончанию средних классов школы у подростков отмечается развитие следующих образований:
- полноценного общения со сверстниками, средств и способов этого общения, интереса к другому человеку как к личности;
- чувства взрослости, адекватных форм и способов утверждения самостоятельности, развития;
- теоретического, дискурсивного мышления, самостоятельности мышления, гипотетико-дедуктивных процессов;
- рефлексии;
- интеллектуальной активности, любознательности;
- логической памяти;
- избирательного, устойчивого внимания;
- самосознания, «Я-концепции»: стремление понять себя, свои способности и возможности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость;
- широкого спектра способностей и интересов, выделение устойчивых интересов;
- волевых процессов, способов достижения цели;
- саморегуляции поведения, эмоциональных состояний;
- позитивного и адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося;
- форм и способов группового общения.
Ранний юношеский возраст. Окончание школы
Основное новообразование, которое должно быть сформировано к окончанию школы — психологическая готовность к личностному и профессиональному, жизненному самоопределению, что подразумевает сформированность следующих психологических образований:
- общих способов теоретического мышления, рефлексии;
- устойчивой системы ценностных ориентации, моральных убеждений как критериев собственного поведения, жизненной философии;
- чувства собственного достоинства; личностной целостности, личностной определенности (идентичности);
- психосексуальной идентичности — осознание себя и самоощущение как достойного представителя определенного пола; профессионального самоопределения — самостоятельного и независимого определения жизненных целей, выбора будущей профессии; готовность к браку и семейной жизни, социальная готовность и наличие знаний, необходимых для решения задач, связанных с браком и семьей;
- новых форм и способов дружеского избирательного общения со сверстниками своего и противоположного пола; способности к самоконтролю и стремления к самовоспитанию; потребности в повышении своего культурного уровня, в непрерывном образовании;
- средств и способов самостоятельно приобретать знания, приемы и способы самостоятельной работы.
(Психологическая служба в современном образовании /Подред. И.В.Дубровиной. — СПб., 2009)